?

Log in

No account? Create an account
солнышко

October 2018

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com
солнышко

историческая справка

Для тех, кто не читал моей книжки "Схолии" хочу поместить здесь дополнительную справку об Андрее Кузьмиче Логинове. Это пишет родная сестра моей Надежды (Веры) Ивановны, автора дневниковых записей о дедушке.
Андрей Кузьмич, об этом я не знал, оказывается совсем не учился в школе, даже не ходил в ЦПШ. Читать учился по Евангелию. До конца дней писал печатными буквами. Найду время и выложу фотографии его тетрадей. Из его записей мало что сохранилось. Есть надежда, что, может, на родине в Сызранском музее что-нибудь осталось. Иконы из его келии до сих пор находятся в районном музее.

Старец Андрей Кузьмич Логинов (1874 – 1961)
Из воспоминаний внучки старца Андрея Клавдии Ивановны: « Мой дедушка Андрей Кузьмич Логинов родился на Покров Божией Матери в крестьянской семье (в селе Старая Рачейка Сызранского района Самарской области- от сост.). Его ангел – блаженный Андрей, Христа ради юродивый. Отца его звали Кузьмой, мать – Марией. Был Андрей четвертым, младшим ребенком. Жили они хорошо, не бедствовали. Четыре брата все-таки, у них имелся большой земельный надел. Но пришла беда – погиб глава семьи. Надорвался, помогая кому-то – поднял один тяжелое бревно, и пошла горлом кровь… Андрею было тогда около трех лет... После смерти кормильца вдова осталась с четырьмя сыновьями...»
Душа Андрея с детства стремилась к Богу, мама купила ему Евангелие, сшила белую рубашечку, он ее надевал и шел в храм на службу, а потом к старичку, который жил около церкви в сторожке. Тот объяснял ему Священное Писание, они часами беседовали о Боге. В школе Андрей никогда не учился, грамоте выучился грамоте по Евангелию.
Вспоминает Клавдия Ивановна: « Шло время, братья выросли, поженились. Они жили большой дружной семьей, занимались сельским хозяйством...
Дедушка Андрей долго жил в родительском гнезде на краю села на улице Сызранской, потом обзавелся семьей, и ему построили рядом дом. Дедушка перешел в него, забрав жену Наталью, мать и старшую дочь Лизу, мою маму. Двое других его детей умерли в раннем детстве.
Многие люди скорбями приходят к вере, а его Бог призвал на служение Себе с раннего детства. У дедушки рано появилось желание пустынной жизни. В первую мировую войну, когда его взяли в армию, он сказал, что если останется живым, то в мир не вернется, а посвятит себя Богу... Он служил в Алатыре в запасных частях и вернулся в Рачейку целым и невредимым. Посоветовавшись с близкими, он обратился к старцу Власию, жившему в Сызрани в двухэтажном доме у вокзала. Тот в свою очередь посоветовал дедушке съездить за благословением на пустынножительство в Саров, к известному старцу Анатолию. ( Последний пустынножитель Сарова монах Анатолий (1833 – после 1919 гг.). Именно он благословил на подвиг юродства последнюю дивеевскую блаженную Анну Васильевну Бобкову).
Он сам паломников не принимал, так как был в затворе, и ему писали записки с вопросами. Послушник выходил, забирал их и относил старцу, а потом сообщал ответ. И дедушка Андрей тоже написал записку со своим вопросом. Тогда старец Анатолий велел его позвать и спросил: «Хочешь быть пустынником, а какая у тебя семья?»– «Мать, жена, дочь». –«Чтобы служить Богу, прежде всего надо развязать узы мира», – cказал ему старец.
Вернувшись домой, дедушка по-прежнему продолжал жить в семье. Его дочь Лиза, моя мама, рассказывала, что дедушка Андрей часто ходил петь духовные стихи – тогда в селе собирались петь на дому. Пел он очень хорошо.
Схоронив свою мать и выдав замуж дочь, он опять, теперь уже вместе с женой, пошел в Саров к старцу Анатолию. Когда дедушка пришел к нему во второй раз, тот уже старенький-старенький был, еле на ногах держался. Старец Анатолий спросил его супругу, отпускает ли она мужа в пустынь? – Та ответила, что согласна, что и ей тоже нужно спасение. Старец хотел в монастырь ее благословить, но бабушка сказала, что она останется в селе, чтобы помогать дочери. А дедушку он благословил на пустынную жизнь».
Вот как описывает это событие сам старец Андрей: «...Старец Анатолий имел опыт в духовной жизни и мудрость в ответах. Он сперва испытал меня. Сказал мне: «Живи год в затворе, а после года поезжай на гору Афонскую и оставайся там навсегда». Я стал благодарить его. Видя такое решение мое, он стал мне давать правило на жизнь пустынную. «Вдали села поставь келью себе и живи в ней один. Женский пол три года не принимай, не пускай в келью свою. С мужским полом о духовном долго не говори, о мирском нисколько не говори. Учить никого не учи. Каждые сутки полагай по триста земных поклонов (сначала девять поясных, а десятый – земной) с Иисусовой молитвой. Читай Евангелие, Апостол, Псалтирь, Добротолюбие, а прочие книги до времени оставь. На богомолье не ходи, мясо не ешь. В церковь на молитву приходи, если погода хорошая, а если сырая или холодная, то оставайся в своей келье. Письма мне не пиши, а после трех лет приди ко мне. Если я буду жив, то дам тебе новое правило. Если нет, то отслужи на моей могилке панихиду и оставайся на этом правиле. Приобщайся Таин Христовых четыре раза в году, но больше приобщайся Духом Святым». Но я не понял, как человек может приобщаться Духом Святым. О сем я стал беседовать с сердцем моим, и дух мой отвечает мне: «Радость моя, для того, чтобы приобщаться Духом Святым, нужно соблюдать заповеди Духа: иметь любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5, 22).
Кто любит Господа, тот приобщается Духом Святым (Ин. 14, 23).
Кто имеет радость в Господе, тот приобщается Духом Святым (Ин. 16, 21–22).
Кто имеет мир Христов, тот приобщается Духом Святым (Ин. 14, 27).
Кто имеет долготерпение, тот приобщается Духом Святым (Мк. 13, 12 – 13).
Кто имеет благость, тот приобщается Духом Святым (Мф. 5, 44 – 45).
Кто имеет милосердие, тот приобщается Духом Святым (Мф. 5, 7. Мф. 25, 35, 41).
Кто верует в Господа Иисуса Христа, тот приобщается Духом Святым (Ин. 7, 38, 39, 14, Мк. 16, 15 – 16).
Кто имеет воздержание, тот приобщается Духом Святым (Мк. 9, 43, 45, 47)”».
В 1917 году Андрей Кузьмич в возрасте сорока трех лет ушел в пустынь и пробыл там одиннадцать лет. По свидетельству Клавдии Ивановны
из пустыни старец почти не выходил, только иногда в хорошую погоду посещал церковь свв. бессребреников Космы и Дамиана.
Вспоминает внучка старца: «Три года дедушка Андрей находился в затворе, молчал и никого не принимал. Бабушка Наталья пекла и носила ему хлеб. Принесет, положит на крылечке, стукнет в окошко и уйдет, – они не виделись... Потом к нему стали ходить люди...
За тех, кто приходил к нему, молился и маслицем из лампадки крестообразно помазывал им голову, и часто болезни проходили...
Часто ездила к нему сноха дьякона Сергия Туликова... У меня хранятся дома четыре книги с дарственными надписями, подаренные митрополитом дедушке Андрею... Старец Анатолий благословил дедушке правило на три года. А когда дедушка к нему опять приехал, старца уже не было в живых, и так это правило на всю жизнь у дедушки и осталось... У дедушки Андрея было очень много святых книг. В 1928 году дедушку арестовали, забрали его книги, иконы. Всю пустынь разорили: келью сломали и увезли, родник зарыли, чтобы и следа пустыньки не осталось. И отца моего тогда же забрали.
Дедушка Андрей и его зять сидели в тюрьме в Сызрани... Отца отпустили, а дедушку отправили в тюрьму в Самару... Но с Божией помощью и дедушка был освобожден. Вернувшись, он жил с бабушкой Натальей в их крошечном домике на улице Сызранской. Этот дом построили для бабушки Натальи в 1917 году на часть денег от продажи большого дома, на другую часть дедушка поставил себе келью в пустыни... После возвращения из тюрьмы дедушка жил здесь, можно сказать, в затворе. Никого не принимал, кроме родных. Целыми днями молился, читал, писал. Он не плотничал, огородом не занимался. Они жили с бабушкой скромно, сажали грядку лука, грядку огурчиков – и все. Во дворе колодец – и больше ничего не было. Росла зеленая травка, по которой мы детьми любили бегать, на траве стояла миска для птичек. Они прилетали и пили из нее воду. В сенях – ведро, накрытое крышкой, с чистой холодной водой, и кружка. Придут к дедушке люди – он их напоит водой. Старец говорил, что если бы пустыньку не разломали и он там жил, то около него со временем образовался бы монастырь...
Перед войной страшно было – людей сажали, расстреливали. Я уходила в школу, а когда возвращалась, видела, что дедушка все время читал и писал в общих тетрадях печатными буквами. Школьницей, по просьбе дедушки, я переписывала некоторые его тетради. Другие, под его диктовку, писали его духовные чада».
В архиве УФСБ по Самарской области сохранились материалы следственного дела Андрея Кузьмича Логинова: первый раз Логинова А.К. арестовали 16 августа 1928 года. Привлекался по статье 58-11 УК РСФСР. Тринадцатого октября 1928 года через прокурора дело направили в суд. Нарсуд осудил его на девять месяцев с конфискацией имущества и по отбытии наказания – к высылке на три года, но срок ссылки он не отбывал. Вторично Логинов был арестован 28 января 1933 года, «как участник контрреволюционной организации церковников, который вёл работу направленную против существующего строя». Старец Андрей отрицал до конца все предъявленные ему обвинения, никого не предал. Называл только тех, о ком можно было говорить без ущерба для них – уже умерших, или родственников, у которых останавливался в поездках, что было вполне естественно.
Из воспоминаний Клавдии Ивановны: «...Когда началась Великая Отечественная война, дедушке исполнилось шестьдесят семь лет. Мои родители взяли дедушку с бабушкой на иждивение, потому что жить было нечем. Дедушка молился день и ночь за нашу победу. Он написал молитву за Россию, которая начиналась словами: "Спаси, Господи, державу нашу Российскую и благослови всех нас", – она сейчас хранится в Старой Рачейке в музее...
После войны дедушка с бабушкой немощные стали, мама помогала им по хозяйству. Мы тогда купили корову, и я носила им молоко, хлеб, убиралась у них. Однажды ночью просыпаюсь и вижу: дедушка стоит перед иконами и молится. Для верующих в те годы наступило небольшое облегчение. Восстановили возле пустыни родник, поставили рядом крест, оградку, скамейки и часто туда ходили. Хотя дедушка Андрей там давно не жил, ехали и шли в его пустынь из разных мест. Приходили к роднику, набирали в бидоны целебную водичку, пели молитвы, духовные песни. Радуясь послаблению, стали ходить к дедушке Андрею за советом и домой, в Рачейку.
Вскоре опять начались гонения, уже хрущевские, и снова власти все в пустыньке разорили: оградку сломали, снесли крест, засыпали родник.
В 50-е годы бабушка Наталья стала сильно болеть, и у них жила и помогала им духовная дочь дедушки Шура Хороброва. Она рассказывала, что, встав ото сна, дедушка молился Богу два часа и больше. Потом читал, беседовал с близкими. Наставлял на путь спасения, утешал в скорбях и бедах. Тетради писал сам, и с его слов – Шура; "Путь к Царствию Божию" записала Мария Бубнова, его двоюродная племянница. Все свое время он посвящал Богу...
Дедушка был строгий. И одевался строго: носил длинную подпоясанную рубашку, а на голове шапочку, какие надевают монахи, но в постриге не был. Говорил негромким, ясным голосом...
К его советам в семье все прислушивались... Он наставлял нас, как учиться, работать. С больными, говорил он, нужно обращаться по-доброму, ласково, не обижать их. Наказывал, чтобы с больных никогда ничего не брали, за деньги не лечили. Вам дают зарплату, – говорил он, – вот на нее живите, а у больных ничего не просите и не требуйте. Если работаете, ничем другим больше не занимайтесь, знайте только свою работу. Все силы учил отдавать своему делу...
Дедушка приходящим к нему людям давал дельные советы. Мне мама рассказывала, как пришла к дедушке одна женщина и пожаловалась на то, что сын со снохой плохо живут. И он ей на это сказал: «А ты как с ними обращаешься? Встреваешь в их дела. Когда они приходят с работы, ты залезь на печку... лицом к стенке, чтобы не видно было тебе их, и будет мир в семье».
Еще одна женщина приходила к дедушке и плакала, что сына в армии очень обижают, просила его молитв. А потом явилась радостная, с известием, что сына перестали обижать. Другая женщина горевала из-за того, что ее сын плохо учится. А дедушка Андрей ей сказал: «Не расстраивайся, сын твой кормильцем тебе будет». И через какое-то время он стал заботиться о ней, привозил ей много зерна... Дедушка Андрей всегда с любовью относился к людям и старался каждому помочь.
Мне мама рассказывала в 1953 году такой удивительный случай. У моего троюродного брата Петра Петровича Майорова, который живет в г. Тольятти, сильно болела нога. Лечили его, лечили, но улучшения не было, и врачи сказали, что ногу придется отнять. Брат приехал к матери в Рачейку, и она сказала ему: «Идем к дедушке Андрею, посоветуемся». Они пришли, и Петр рассказал, что врачи предлагают ему отнять ногу. «Такому молодому отнимать ногу – ни в коем случае! Брось костыли и иди!» Петр тут же их бросил, от дедушки он пошел без костылей... Нога у него зажила, и до сих пор он без палочки ходит и работает. Петр всегда летом приезжает в Рачейку и ухаживает за могилкой дедушки, сменил крест и оградку.
Как дедушка все провидел! Пришла к нему внучка племянницы Аня с подругой и спрашивает, выходить ли ей замуж. Он ответил ей: «Ты не выходи за Добрякова», а другой сказал: «А ты за своего жениха выходи». Аня не послушалась его, вышла замуж, но жизнь у них не удалась, они разошлись».
Многочисленные свидетельства современников старца, подтверждают, что за подвижническую жизнь старец стяжал дары Святого Духа: прозорливость и исцеление по молитве:
Из воспоминаний Марии Петровны Гордеевой: «Он был добрый, ласковый. Ко мне очень хорошо относился, за всю жизнь я не слышала от него ни одного плохого слова. Детей очень любил. Моих детей зовет, в окно стучит. Я их не пускаю, а они все равно, украдкой, да уйдут к нему. Он им вынесет конфеты и угощает, а тогда конфеты были редкостью...
К нему отовсюду приезжали, даже из Пензенской области, – придут и сидят во дворе целой артелью. Мне запомнился такой случай: три жительницы Жемковки пришли к нему, двоих он принял, а третью – нет: «А ты, – говорит, – не заходи, и продукты твои не нужны. Негоже от детей отца уводить!» Она мужа из семьи увела и пришла просить у старца молитв, чтобы муж деньги отдавал ей, так как он относил зарплату своим детям. А дедушка Андрей все узнал духом.
Он очень помог нашей семье в тяжелую минуту... Люди к нему в пустыньку ходили, и он им давал воды из родника для исцеления. Вода хорошая, долго стоит и не портится. Хотя, я так думаю, по вере исцелялись...»
«В Жемковке был старик, у которого пять лет ноги были недвижимы, его привозили к деду Андрею, и он его вылечил. Старик встал на ноги и начал ходить».
Валентина Никифоровна Урушина, рассказывала, что когда она вышла замуж, свекровь велела ей носить старцу Андрею хлеб и молоко. Идя к нему в первый раз, дорогой она подумала: да какой же он святой, как это может быть? Постучала в дверь, послушница открыла ей и спросила: «Ты чья?» и, получив ответ, ушла. Через некоторое время открыл дверь сам старец и сказал ей: «Доченька, я не святой». В свое время ее мужу Александру старец Андрей посоветовал жениться на ней. Тот раздумывал, с какой девушкой ему связать свою судьбу, – с Любой или Валентиной, и принес старцу Андрею их фотографии. Дедушка Андрей указал на фото Валентины со словами: «С этой будешь жить долго и счастливо, а на Любови не женись». Валентина навещала в воскресенье своих родителей, а потом заходила проведать старца Андрея. Ее первая дочь Надежда была больна детским параличом. Старец сказал, что девочка выздоровеет, будет жить долго, выйдет замуж, родит двоих детей. Все сбылось.
Из воспоминаний духовной дочери старца Андрея Варвары Макаровай: «Отходил старец от земной жизни в вечность тихо, повторяя молитвы. Сказал дочери своей Елизавете: «Вот у меня дыхание тяжелое, видно, Господь меня берет к Себе в вечность. А Вы живите по заповедям Христовым, как Христос в Своем святом Евангелии нас учил: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам...» (Ин. 14, 27) ; «В мире скорбни будете: но дерзайте, (яко) Аз победих мир...» (Ин. 16, 33). «Не бойся, малое стадо...» (Лк. 12, 32). Господь вас сохранит». И скончался старец Андрей тихо, спокойно. Отошел ко Господу Богу в вечность 15 декабря 1961 года. На похоронах было много народу, приезжали все его духовные чада, которые искали путь ко спасению души, утешались драгоценными наставлениями старца, желали жить по заповедям Божиим и творить милостыню ради Христа. В день похорон было тепло и свежо. Пока усопшего старца несли на кладбище, солнце сияло в радужном круге, как летом. Когда гроб с телом опустили в могилу и покрыли землей, круг пропал, но солнце светило ясно. Лишились мы духовного наставника, но слова его остались в памяти. У старца всегда было на устах: «Сильный Ты наш Боже, всего мне дороже». Царство ему Небесное от Господа Бога в вечности. Аминь».
И в наши дни к месту захоронения рачейского старца приезжают верующие люди из разных городов, поблагодарить за помощь и исцеление, многие чувствуют помощь молитвенника по сей день. Все стараются обязательно побывать на роднике старца Андрея, замечено, что вода из этого родника обладает целебной силой.

Могила старца Андрея находится на кладбище в Рачейке на краю села на улице Гагарина... От входа идти надо прямо между могилок, никуда не сворачивая. На могилке старца Андрея высокий- желтый деревянный крест, на нём надпись: «Логинов Андрей (1874 – 1961), Наталия (1873 – 1959)». (Печатается по материалу из журнала «Духовный Собеседник» с небольшими сокращениями. « Рачейский праведник Жизнь и подвиги старца Андрея Кузьмича Логинова»". «Духовный Собеседник» 1(49) • 2007 г.) </lj->

Comments

Старец Андрей Кузьмич Логинов-настоящий святой. Вот это подвижник!