?

Log in

No account? Create an account
солнышко

July 2018

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
солнышко

Воскресенье (4) "Благословение" (Курсы повышения квалификации - 3)

Воскресенье. (4) «Благословение» (Курсы повышения квалификации – 3)
Сорокоусты, как диаконский, так и после хиротонии во иереи я проходил в областном центре при кафедральном соборе. Всё это время, около трёх месяцев, жил здесь же, в монастыре недалеко от храма. Утром и вечером приходилось служить, остальное время у меня оставалось свободным.
Зная, что я владею кистью и пишу иконы, кто-то из соборных отцов попросил меня написать образ преподобного Серафима.
- В гости зовут, а что подарить не знаю. Выручишь?
Дня за два я написал ему небольшую иконочку. Потом кто-то ещё подходил, и ещё. За время положенных сорокоустов написал несколько образов для домашних иконостасов. Уже, получив назначение к себе на приход, ещё дважды выполнял заказы для нужд кафедрального собора.
Писал с удовольствием, иконопись мне давалась легко. Я всегда любил рисовать, а что рисовать без разницы. Что пейзаж, что икону писал, как обыкновенные картины. Различия, кроме как в технологии написания особо не видел. Потому и не понимал, зачем для того, чтобы написать какую-то икону, или список с почитаемого образа, иконописцу полагалось держать предварительный пост, ходить в храм ради сугубой молитвы, исповедоваться и причащаться.
Из-под моей руки, словно из рисовального аппарата, выходила самая разнообразная продукция. Я был, что называется, всеяден. Такое моё отношение к иконописи продолжалось до события, о котором и хочу тебе рассказать.
Однажды, тогда я уже служил на приходе, вызывает меня к себе владыка. Приезжаю. Он ведёт меня в одну из комнат, смежных с его кабинетом. В ней стоит доска из липы толщиной в полпальца, для написания иконы в реальный человеческий рост.
Представляешь, шириной сантиметров восемьдесят и высотой под два метра. На доску уже был нанесён левкас, такой специальный грунт из мела с особым клеем, по которому обычно пишется икона, а сверху левкас покрыт ещё и сусальным золотом.
Я знаю такие доски, изготовленные по старинным технологиям, и знаю, как они делаются. Это очень дорогостоящая работа. Представь. Сначала в работу берётся само дерево. Его распускают на доски, сушат и обрезают. Затем подбирают досочку к досочке, и особым образом соединяют в единый массив. Готовят левкас и тончайшими слоями наносят на доску, слой за слоем. Левкас высыхает, и тогда его шлифуют. Наносить золото или нет, дело хозяйское, но качество левкаса обязательно проверяется. Это самый интересный момент.
Вот как это делали в старину. Доску, покрытую грунтом, ставят на ночь возле натопленной печи. К утру доска обязательно выгибается. Смотрят за состоянием левкаса. На левкасе не должно быть ни единой трещинки. После этого доска выставляется на холод и вновь возвращается к исходной форме. Если левкас снова устоял, доску отдают заказчику или покрывают золотом.
Дело в том, что в храме, куда, в конце концов, попадает написанная икона, зимой может быть очень холодно, а летом – стоять жара. Несмотря ни какие условия левкас обязан держать форму, иначе красочный слой скоро осыпется и икона пропадёт.
Правильно сделанная доска может простоять очень долго, потому она и ценится.
Показывает мне владыка эту доску и одновременно подаёт мне листок с изображением святого, чьи мощи находятся в кафедральном соборе.
- Я видел твои работы. Мне они нравятся. Хочу просить тебя написать икону святого князя. Планируем повесить её в соборе непосредственно над его мощами. Возьмёшься?
Я посмотрел прориси. Ничего сложного. Одна ростовая фигура в княжеских одеждах без художественного фона. С таким заказом справится любой мало-мальски грамотный художник.
- Конечно, справлюсь! Благословите, владыко.
Тот меня благословил. Доску упаковали, и я повёз её к себе в город. Еду и думаю, вообще-то в мои планы вот, именно сейчас, не входило писать какие-то иконы. Я занимался собственными делами и не хотел ни на что отвлекаться. Только владыке не откажешь. Нужно было что-то придумать, и я, как мне показалось, нашёл выход.
Есть у меня один знакомый, молодой, но уже очень хороший художник. С отличием окончил художественное училище в Мстёре. Мы созвонились, и я направился прямиком к нему домой.
Приехал, показываю прорись иконы.
- Сделаешь?
Тот удивлённо:
- А что тут делать? Это ученический уровень. Ты бы и сам вполне справился.
- Мне некогда, а делать надо.
- Хорошо, оставляй. Сейчас же и займусь.
Оставил я ему доску и уехал.
Утром встаю, и весь день живу с непонятным чувством тревоги. Всё передумал, нет причины тревожиться. На следующий день та же картина. Взмолился, Господи, что же это такое? И, словно в ответ, мысль: икона!
Сажусь за руль и мчусь к товарищу. Звоню ему в дверь. Он открывает, и я реально вижу на его глазах слёзы отчаяния.
- Я всё испортил!
Нужно сказать, что писать маслом по золоту сложно. Ошибаться нельзя. Мазок накладывается только один раз. Художник, к которому я обратился, настоящий мастер. Потому и доверял ему, как самому себе, в противном случае, я бы к нему не поехал. И вдруг такая беда.
Подхожу к иконе, а с иконы вместо юноши на меня смотрит набычившийся старик. Тут только до меня дошло, что именно мне благословили писать этот образ, и только я виноват в том, что случилось. Не упрекая товарища ни единым словом, забираю доску и везу к себе домой.
Что делать, как всё исправить, тогда я ещё не знал. Только ехал и молился святому князю с просьбой о помощи. Приехал домой. Мы живём в частном двухэтажном доме. Поднялся на второй этаж, освободил маленькую комнату и поставил в ней икону. Первым делом отслужил перед ней молебен святым нашей земли и только потом стал искать выход из сложившейся ситуации.
Что ты думаешь? Я всё сделал. При помощи светотеней мне удалось старика вновь превратить в юношу, хрупкого и изящного. Сейчас эта икона находится там, где и задумывалось. Над мощами святого.
Закончив работу, я вытер кисти и вышел из комнаты. Теперь, после того, как высохнут краски, работу можно будет отвезти и показать владыке.
На следующий день, хожу по дому и начинаю ощущать благоухание. Думаю, может, дети, сейчас их у меня уже восемь, четверо своих и столько же приёмных, зажгли кадильницу с кусочком ладана? Пошёл проверять. Нет, нигде ничего не дымит. Поднялся по лестнице на второй этаж и по запаху вычислил его источник. Представляешь, благоухала только что написанная икона.
Снова собираюсь служить молебен и слышу отчаянный детский крик:
- Змея! Змея! Помогите!
Это во дворе. Бегу что было сил на улицу. И вижу, моя детвора, забившись в уголок, кричат на все лады и показывают мне на горку шифера. На шифере, свернувшись клубком, лежит огромная гадюка. Такого сине - чёрного цвета. Гадюку я ни с кем не спутаю. Хватаю здесь же стоящую рядом с домом штыковую лопату и одним ударом рассекаю змею пополам. За мной прибегает матушка, видит убитую гадюку и хватается за сердце.
- Это ужас! – Потом смотрит на меня в недоумении, - откуда в городе взяться гадюке?
- Да, - отвечаю ей в том же тоне, - откуда?
Молча беру лопату и иду к забору. Только выкопал ямку, чтобы змею закопать, с той стороны подходит сосед.
- Что у вас здесь за крики?
- Гадюку во дворе убил, - и дальше капаю.
- Да ладно, гадюку. Откуда ей здесь взяться, в городе-то?
- Не веришь? Иди и смотри, вон она валяется.
Сосед идёт к нам во двор, я как был с лопатой в руках, так его и сопровождаю. Мы подходим к нашему крыльцу, и на глазах изумлённого соседа прямо из-под дома вылезает вторая змея. Такая же большая, только с зигзагообразным рисунком на спине. Тот в ужасе. Повернулся ко мне, выхватил у меня из рук лопату и сам её зарубил. Стоит над ней и кричит:
- Ничего не понимаю! Откуда они взялись?!
Пришлось закапывать уже обеих змей. Жалко конечно, гадюки очень красивые. Отец Алексий, мой духовник, говорил, что гадюка первой сама никогда не нападёт. Но дети есть дети, и я не мог рисковать.

Я слушаю рассказ моего товарища и не устаю удивляться.
- А как ты сам объясняешь, такое странное явление? Откуда взялись змеи, едва ли не в центре, пускай районного, но всё же города?
- Не знаю. У меня нет объяснения. Только если ты думаешь, что на этом эпопея со змеями закончилась, то ошибаешься. На следующий день в семь часов утра матушка с ребёнком на руках собирается выходить из дома. Одной рукой она держит ребёнка, другой открывает дверь и видит прямо на пороге такую же змею. Ещё одна гадюка.
Изловчившись, она дотянулась до грабель, схватила их и прижала змею к полу. Вот ситуация. Она плечом подпирает дверь, на одной руке у неё грудное дитя, в другой грабли, которыми она прижимает гадюку. Матушка стоит и кричит во весь голос:
- Помогите! – В надежде, что кто-нибудь на улице услышит и подбежит.
Я, где-то за час до того уходил в храм и никакой змеи на пороге не было. Её нельзя было обойти, на неё можно было только наступить.
На крик отозвалась женщина, в это время она как раз шла на работу. Женщина слышит крики, открывает калитку и заходит к нам во двор. Матушка ей:
- Змея, змея! Скорей, хватайте лопату!
- Змея?! Какая ещё змея?
Матушка показывает ей на грабли. Женщина подходит ближе, видит гадюку и падает в обморок. Матушка кричит:
- Помогите, человеку плохо! Вызывайте скорую помощь!

На следующий день я отвёз икону в собор. После чего нашествие змей прекратилось.

Comments

Батюшка, я теперь спать не ложусь, пока не дождусь Вашего нового рассказа :-)
Спасибо за такую постовую радость!

Edited at 2016-04-10 09:12 pm (UTC)
А я чувствую обязанность ) и не могу из-за тебя вовремя лечь спать.
Батюшка - спасибо..на одном дыхании...вот ведь легкомыслие наше что делает...
Спасибо большое!
Ой приучите вы нас........:)))) Пост закончится и чего то не хватать будет, однако Бог даст новая пора начнется, не менее интересная. О плодах земных надо будет думать и в поте лица себя ими обеспечивать - садово-огородный сезон. :)
Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя (Пс.117,ст.18)Запомнится такой урок на всю жизнь: и священнику,и матушке с детьми, и даже соседям.И нам тоже.Спасибо за очень поучительный рассказ.Старцы говорили:"Своя воля царя боле".Господи,научи нас быть послушными Твоей воле.Хорошо, что так благополучно закончилась эта история, а то мог бы батюшка и приход сменить...
Я приучаюсь каждый Ваш рассказ теперь к себе прикладывать. Ведь не просто так я их получаю и читаю. Этот про моё своеволие.
Ещё хочу спросить - что означают цифры в скобках, то 3, то 4...?
Это я больше для себя, чтобы не запутаться)) Номерация постовых седмиц.
Понятно, спасибо. А я подумала, что это м.б. "Собрание сочинений" том 3, том 4 :-) А хорошо бы!